8. Требования к проведению сливо-наливных операций

8.1 Общие положения

8.1.1 При выполнении сливо-наливных операций следует выполнять требования раздела 5.

8.1.2 Поступление СУГ на объекты должно осуществляться железнодорожными цистернами и/или автоцистернами, и/или по трубопроводам с газоперерабатывающих и нефтеперерабатывающих предприятий. На АГЗС допускается подача СУГ из резервуаров ГНС, если это предусмотрено проектом.

8.1.3 При подаче СУГ по газопроводам на ГНС, ГНП с нефтеперерабатывающего предприятия граница обслуживания газопроводов персоналом ГНС, ГНП устанавливается актом разграничения зон эксплуатационной ответственности.

8.1.4 СУГ, поставляемые на объекты, должны соответствовать ГОСТ Р 52087, ГОСТ 27578, ГОСТ 20448, в т.ч. по показателям давления СУГ и степени одоризации.

8.1.5 Перед въездом на территорию объекта должен быть установлен знак, ограничения скорости движения железнодорожного и автомобильного транспорта.

8.1.6 При сливе СУГ из железнодорожных цистерн запрещается заход другого подвижного состава на путь, где выполняется данная операция. При нахождении транспортной автоцистерны на территории АГЗС нахождение посторонних лиц на территории АГЗС не допускается.

8.1.7 Для безопасного проведения слива СУГ должны предусматриваться меры, исключающие возможность парообразования, кавитации, гидравлических ударов и других явлений в трубопроводах, способных привести к механическому разрушению элементов технологической системы.

8.1.8 Слив СУГ должен проводиться через линии слива.

8.1.9 Применение линий слива с соединительными рукавами в качестве стационарных трубопроводов запрещается.

8.1.11 При обнаружении утечки СУГ из железнодорожной цистерны должны быть приняты меры по немедленному ее устранению. При невозможности устранения утечки СУГ должны быть оповещены органы МЧС, Ростехнадзора и другие организации, указанные в плане взаимодействия организаций, привлекаемых к устранению аварий.

8.1.13 При использовании в качестве линий слива соединительных рукавов они должны иметь маркировку предприятия-изготовителя с указанием стандарта (технических условий), диаметра, рабочего давления.

8.1.14 Перед сливом СУГ должен быть проведен внешний осмотр сливных устройств и соединительных рукавов с целью выявления неисправностей.

8.1.15 Не допускается применять соединительные рукава, имеющие трещины, переломы, выбоины и другие неисправности. Соединительные рукава должны подвергаться гидравлическим испытаниям один раз в 3 мес давлением, равным 1,25 рабочего. На бирке, прикрепленной к рукаву, должна быть нанесена дата следующего испытания. На каждом рукаве должен быть нанесен инвентарный номер несмываемой краской.

8.1.16 При проведении сливо-наливных операций должна поддерживаться постоянная связь между персоналом участков объекта (на ГНС, ГНП, АГЗС).

8.1.18 При наполнении резервуаров жидкой фазой СУГ более 85% внутреннего объема или разгерметизации одного из резервуаров СУГ следует откачать в другие резервуары базы хранения или в аварийный резервуар посредством специально предназначенной для этого технологической линии, входящей в технологическую систему объекта.

8.1.19 После окончания слива жидкая фаза СУГ из линий слива должна быть возвращена в резервуар или автоцистерну, а паровая фаза удалена через сбросную трубу с обеспечением рассеивания до пожаробезопасной концентрации в местах возможного появления источника зажигания.

8.1.20 При проведении сливо-наливных операций рядом с местом их выполнения должны быть установлены предупреждающие знаки “Стоп”, “Производится слив СУГ”.

8.1.21 Формы эксплуатационной документации, заполняемой при сливо-наливных операциях, приведены в приложениях Н-Т.

8.2 Слив СУГ из железнодорожных цистерн в резервуары ГНС

8.2.1 Скорость движения железнодорожного состава по территории объекта не должна превышать 5 км/ч. Резкое торможение не допускается.

8.2.2 Слив СУГ из железнодорожных цистерн должен проводиться после полной остановки железнодорожного состава, установки временного ограждения с предупреждающими знаками “Стоп”, “Проезд запрещен”, “Проводится слив цистерн” и получения разрешения лица, ответственного за сливные работы на железнодорожной эстакаде.

8.2.3 Порядок установки (подачи) железнодорожных цистерн под слив СУГ и проведение слива должны обеспечивать безопасность выполнения этих работ и осуществляться в соответствии с производственной инструкцией.

8.2.4 Установка железнодорожных цистерн у эстакады, перемещение цистерн за пределы территории объекта и маневровые работы в железнодорожном тупике должны проводиться под наблюдением: в рабочее время – ответственного за безопасную эксплуатацию участка слива-налива СУГ, в нерабочее время – дежурного персонала.

8.2.6 Число железнодорожных цистерн на территории ГНС не должно превышать число постов слива на железнодорожной эстакаде.

8.2.7 После окончания слива СУГ линии слива должны быть отсоединены от газопроводов обвязки железнодорожной эстакады, цистерны опломбированы и удалены с территории объекта.

8.2.8 Остаточное давление паров СУГ в железнодорожных цистернах после слива не должно быть менее 0,05 МПа.

8.3 Слив СУГ из автомобильных цистерн в резервуары ГНП, АГЗС

8.3.1 Скорость движения автомобильных цистерн по территории объекта не должна превышать 5 км/ч. Резкое торможение не допускается.

8.3.3 После окончания слива линии слива должны быть отсоединены от сливной колонки (поста) и автоцистерны, цистерна опломбирована и взвешена (при наличии автомобильных весов).

8.3.4 Остаточное давление паров СУГ в автоцистернах после слива не должно быть менее 0,05 МПа.

8.3.5 После окончания сливо-наливных работ запускать двигатель автомобильной цистерны без разрешения работника, производящего сливо-наливные операции, не допускается.

8.3.6 Наполнение автомобильных цистерн должно проводиться аналогично сливу, только через наполнительные колонки. При этом не допускается наполнение СУГ при давлении в автомобильной цистерне менее 0,05 МПа. При давлении в автомобильной цистерне в холодное время года менее 0,05 МПа наполнение должно проводиться по производственной инструкции.

8.3.7 Осуществлять слив СУГ из автомобильных цистерн в резервуары ГНП, АГЗС при давлении в них менее 0,05 МПа не допускается.

8.4 Слив СУГ в резервуарные установки

8.4.2 После окончания слива СУГ линии слива (соединительные рукава) автомобильной цистерны должны быть отсоединены от сливной колонки (поста) или редукционной головки.

8.4.3 Приостанавливать подачу паровой фазы СУГ потребителям при наполнении резервуаров резервуарной установки не допускается.

8.4.4 Осуществлять слив СУГ из автомобильных цистерн в резервуары резервуарной установки при давлении в них менее 0,05 МПа не допускается.

8.5 Заправка газобаллонных автомобилей

8.5.1 При подготовке к заправке оператор должен убедиться в отсутствии пассажиров в автомобиле, проверить газобаллонное оборудование автомобиля на отсутствие неисправностей, утечки СУГ, наличие отличительной окраски баллона, надписей, таблички-паспорта, заземлить автомобиль.

8.5.3 Не допускается заправлять неисправные баллоны или баллоны с истекшим сроком освидетельствования.

8.5.4 При выявлении утечек СУГ в газобаллонном оборудовании или наполнении баллона свыше 80% его внутреннего объема следует приостановить подачу СУГ и переключить заправочное устройство баллона на свечу рассеивания для сброса СУГ из баллона. При этом должны быть приняты меры, предупреждающие попадание СУГ в места, где возможно их воспламенение. Процесс сброса СУГ должен обеспечивать гарантированное рассеивание взрывоопасных концентраций в безопасной зоне объекта СУГ.

8.5.5 Заправка газобаллонных автомобилей при сливе СУГ из автомобильной цистерны в резервуары АГЗС не допускается.

8.5.6 Водитель газобаллонного автомобиля должен быть проинструктирован персоналом организации, установившей газобаллонное оборудование, по правилам безопасности по его эксплуатации и соблюдать их.

8.5.7 На АГЗС, не относящихся к топливозаправочным пунктам ГНС или ГНП, заправка автомобилей должна осуществляться только персоналом АГЗС.

8.5.8 Автомобили, ожидающие заправку, должны находиться вне территории зоны заправочных островков.

< назад / к содержанию / вперед >

Проектировщику

Каталог продукции

Запрос на оборудование

  • Сорож-Логистик /
  • Статьи /
  • Слив и налив нефтепродуктов для перевозки

Эффективная работа промышленных предприятий находится в прямой зависимости от своевременных поставок энергоносителей. Помимо трубопроводов транспортировка нефти и нефтепродуктов осуществляется автомобильным и железнодорожным транспортом в цистернах, а также с помощью нефтеналивных танкеров.

imageВ этом случае важную роль играет перевалка нефтепродуктов, т.е. отгрузка с одного вида транспорта на другой. Она проходит двухэтапно и включает слив и последующий налив нефтепродуктов. Перевалка нефтепродуктов весьма опасный процесс, требующий максимальной концентрации работников и их ответственности, а также строгого соблюдения правил выполнения.

Особенности слива светлых нефтепродуктов

Слив нефтепродуктов осуществляется при помощи нижнего и верхнего слива. Самотечный нижний слив производится с помощью сливного агрегата, который размещается внизу цистерны. При невозможности установки нижнего слива выполняется откачка нефтепродуктов через горловину цистерны (верхний слив).

При нижней отгрузке вытекающая нефть через сливные лотки поступает в центральный желоб и по трубопроводу поступает в приемный резервуар, расположенный ниже поверхности земли. В процессе отгрузки возможны потери ввиду высокой испаряемости нефтепродуктов, поэтому данный метод применяется для слива веществ с низкой испаряемостью. Для минимизации потерь при сливе также применяется слив непосредственно в резервуар без использования сливных желобов.

Недостатком данных методов является возможное загрязнение нефтепродуктов. Поэтому чаще применяется закрытая система слива, при которой откачка нефтепродуктов производится по трубе или рукаву с герметичным соединением. Закрытым способом можно перекачивать все виды светлых нефтепродуктов с высоким уровнем испаряемости. Для увеличения скорости прокачки используется специальный насос.

Верхний слив может быть самотечным и принудительным. В первом случае цистерна должна располагаться выше приемного резервуара, начальное движение обеспечивает вакуумный насос. Во время верхнего слива важно регулировать давление, чтобы избежать разрыва сифона. Принудительный отток обеспечивает специальный насос, который выкачивает жидкость в сливной резервуар.

Особенности налива нефтепродуктов

Налив нефтепродуктов осуществляется несколькими способами – открытой или закрытой струей и герметично. При открытом способе струя соприкасается с атмосферой, что ведет к высокой испаряемости продукта и повышению статического электричества. Поэтому данный способ применяется для налива темных нефтепродуктов. Налив закрытой струей осуществляется с помощью специального шланга, опускаемого на дно цистерны, поэтому контакт с воздухом происходит непродолжительное время, что позволяет снизить потери светлых нефтепродуктов.

imageГерметичный способ безопаснее и не приводит к большим потерям из-за испарения, он осуществляется с помощью автоматизированных систем налива. К цистерне подсоединяется телескопическая труба, которая герметично соединяется с корпусом и по которой осуществляется налив нефтепродуктов. Специальная система обеспечивает отвод скопившихся паров, что предотвращает воспламенение.

Слив и налив нефтепродуктов – важный этап доставки нефти и нефтепродуктов конечному потребителю, который располагается достаточно далеко от мест добычи и основных пунктов транспортировки. В этих случаях не удается организовать «прямые поставки» и приходится передавать нефтяные грузы с одного вида транспорта на другой. Перемещение грузов несколькими видами транспорта осуществляется смешанными перевозками.

Компания «Сорож Логистик» специализируется на доставке светлых и темных нефтепродуктов конечному потребителю. В компании имеется парк специализированной техники – бензовозы немецкого производства различного тоннажа и профессиональные водители, имеющие опыт и разрешение на провозку опасных грузов. Мы сможем организовать оперативную доставку светлых и темных нефтепродуктов по всей России. Подробная информация по вопросам доставки нефтепродуктов по телефону: +7 (812) 424-43-94.

Где заказать перевозку нефтепродуктов?

Типовая инструкция по охране труда при сливе-наливе вязких нефтепродуктов ТОИ Р-112-02-93

1. Общие требования

1.1. Инструкция предусматривает общие требования безопасности при проведении операций, связанных с подогревом вязких нефтепродуктов при сливе из железнодорожных цистерн, перекачке по трубопроводам, хранении в резервуарах, наливе в автоцистерны, суда, бочки и т. д.

1.2. При сливе-наливе вязких нефтепродуктов, кроме требований, изложенных в настоящей инструкции, должны выполняться требования “Инструкции по охране труда при сливо-наливных операциях в резервуарных парках, на железнодорожных и автоналивных эстакадах”.

1.3. К работе по сливу-наливу вязких нефтепродуктов допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинский осмотр, обучение по соответствующей программе, инструктаж на рабочем месте и допущенные к самостоятельной работе. 
Подключение средств электроподогрева вязких нефтепродуктов должен выполнять персонал с группой по электробезопасности не ниже III согласно “Правилам технической эксплуатации электроустановок потребителей” и “Правилам техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей”, прошедший инструктаж по технике безопасности при работах, связанных с обслуживанием электронагревательного оборудования.

1.4. Обслуживающий персонал при выполнении операций по сливу-наливу может быть подвержен воздействию следующих опасных и вредных факторов: 
термическим ожогам при нарушении правил безопасной эксплуатации оборудования, а также при взрыве или пожаре, в случае разгерметизации оборудования и трубопроводов; 
поражению электрическим током в случае нарушения изоляции электропроводов, неисправности заземления; 
механическим травмам.

1.5. Обслуживающий персонал, в соответствии с действующими нормами, должен быть обеспечен спецодеждой и спецобувью.

1.6. Обслуживающий персонал, занятый на операциях по сливу-наливу, должен быть обучен приёмам оказания первой медицинской помощи пострадавшим при несчастных случаях.

2. Требования безопасности перед началом работы

2.1. Одеть выданную спецодежду и спецобувь и проворить наличие и исправность средств индивидуальной защиты и первичных средств пожаротушения.

2.2. Перед наливом и сливом необходимо проверить правильность открытия всех переключающих вентилей, задвижек, исправность сливоналивных устройств, пароподогревателей, плотность соединений телескопических труб или рукавов, а также исправность и надежность защитного заземления железнодорожной эстакады, железнодорожных путей, сливоналивных шлангов с наконечниками. 
Обнаруженная течь должна быть немедленно устранена.

2.3. Перед включением электронагревателей для подогрева нефтепродуктов в железнодорожных цистернах должна быть проверена исправность нагревательных элементов и изоляции проводов, а также плотность контактов в местах присоединения проводов. Включать неисправные электронагреватели не разрешается.

2.4. Применение электронагревателей должно быть согласовано с пожарным надзором.

3. Требования безопасности во время работы

3.1. Железнодорожные эстакады должны быть оборудованы исправными мостиками для перехода рабочих на цистерну. Переходить с эстакады на цистерну не по мостикам запрещается.

3.2. Мостики, в месте соприкосновения с цистерной, должны иметь изолирующие (деревянные или резиновые) подкладки.

3.3. Подъем и опускание мостиков должны быть механизированы. Во время подачи и отвода цистерн мостики должны быть подняты.

3.4. При опускании и подъеме сливоналивных шлангов с помощью электролебедки стоять около натянутого каната между грузом и лебедкой запрещается. Электролебёдка должна быть заземлена.

3.5. Разогревать застывшие нефтепродукты в железнодорожных цистернах, в трубопроводах, а также в сливоналивных устройствах можно только паром, горячей водой, нагретым нефтепродуктом (циркуляционный метод) или электронагревателями. Запрещается применять для этой цели открытый огонь (костры, жаровни, факелы, паяльные лампы и др.). 
Отогреваемый участок трубопровода должен быть отключен от работающей системы.

3.6. При подогреве нефтепродукта в цистернах до температуры 90 °С и ниже, температура подогрева должна быть ниже температуры вспышки его паров не менее, чем на 15 °С. 
При необходимости подогрева нефтепродукта до температуры более 90 °С нефтепродукт должен быть обезвожен, а предельная температура подогрева должна быть ниже вспышки его паров не менее, чем на 25 °С.

3.7. Паровые змеевики и электрические грелки должны включаться в работу только после погружения их в нефтепродукт на глубину не менее 500 мм от уровне жидкости до верхней кромки подогревателя. 
Электрические грелки разрешается применять при подогреве нефтепродуктов с температурой вспышки не ниже 80 °С.

3.8. Во время подогрева нефтепродукта необходимо следить за тем, чтобы при расширении нефтепродукта с повышением температуры не произошло выброса из цистерны.

3.9. Запрещается слив нефтепродуктов с включёнными погружными электронагревателями.

3.10. Во время работы системы электроподогрева, обслуживающий персонал обязан следить за температурой с помощью приборов регулирования и контроля, не допуская перегрева; при обнаружении неисправностей и системе электронагревателя принять меры по их устранению. 
В случае перегрева или других неисправностей должно быть отключено электропитание. 
Включение электроподогрева допускается только после полного устранения неисправностей.

3.11. При эксплуатации систем электроподогрева запрещается: 
производить работы на установке, включенной под напряжение, за исключением особых случаев, связанных с контрольно-измерительными и поверочными операциями; 
включать погружные нагреватели без блокировочного устройства; 
включать нагревательные устройства с сопротивлением изоляции ниже нормы; 
включать нагревательные устройства без защитного заземления; 
включать неисправную систему электроподогрева и нагреватели с нарушенными герметизирующими покрытиями или изоляцией выводов; 
ремонтировать, сматывать и устанавливать гибкие ленточные нагреватели, находящиеся под напряжением.

3.12. Во время налива необходимо осуществлять контроль за уровнем нефтепродуктов, не допуская перелива цистерны. Случайно разлитые нефтепродукты следует немедленно удалить, а место разлива зачистить и засыпать песком.

3.13. Все паропроводы, имеющиеся на сливоналивной эстакаде должны быть изолированы и снабжены в низких точках трубками для спуска конденсата.

3.14. Во избежание гидравлических ударов, пароподогреватели, перед пуском в них пара, должны быть освобождены от воды (конденсата). Пуск пара осуществляют путём постепенного и плавного открытия паропропускных вентилей. При пуске пара в змеевики резервуаров все трубки для спуска конденсата должны быть открыты. 
С целью контроля за герметичностью пароподогревателей и предотвращения обводнения нефтепродукта необходимо постоянно наблюдать за чистотой вытекающего конденсата.

3.15. Во время слива сливщик должен следить за тем, чтобы не переполнялись подставной сливной лоток и центральный жёлоб.

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

4.1. В случае аварии при сливе-наливе необходимо принять меры, предупреждающие потерю нефтепродукта, известить об этом старших дежурных по нефтебазе, сообщить в пожарную охрану, прекратить все технологические операции, принять меры к удалению людей из опасной зоны, принять участие в ликвидации аварии согласно плану ликвидации аварии.

4.2. При загорании вязких нефтепродуктов применяют все средства пожаротушения, кроме воды: пену, углекислый газ, песок, кошму и др.

4.3. При несчастном случае, пострадавшему необходимо оказать первую медицинскую помощь, при необходимости вызвать “Скорую помощь”, сообщить о несчастном случае непосредственному руководителю.

5. Требования безопасности по окончании работы

5.1. Привести рабочее место в порядок. Запрещается: 
сбрасывать с эстакады и цистерны инструмент, детали оборудования и другие предметы; 
разбрасывать промасленные концы и тряпки; во избежание возгорания их следует складывать в железные ящики с крышками, которые необходимо периодически опорожнять в специально отведенное для этого место.

5.2. Разлитые нефтепродукты, во время сливоналивных операций, необходимо убрать, а зачищенное место засыпать песком.

5.3. Спецодежда и спецобувь должны храниться отдельно от домашней одежды в специальных шкафах.

Обучение по профессии – Сливщик-разливщик обучение.

Прайс-лист 24.08.2021 Фотогалерея Информация о скидках География поставок Стоимость транспортных услуг Наши партнеры Расчет веса металлопроката –>

Транспортировка нефтепродуктов и специальных жидкостей требует не только особого транспорта, но и продуманных систем налива и слива этих веществ. Существует несколько видов такого оборудования и все они применяются для работы с разными продуктами, а значит, каждое имеет свои особенности и отличные от других систем свойства. Давайте чуть подробнее поговорим о самых распространенных и часто используемых.

Наливаем и сливаем жидкости по всем правилам

Так как все работы с агрессивными и легковоспламеняющимися жидкостями относятся к категории особо опасных, то правила их проведения регулируются официальными документами.

В них прописано, что устройство верхнего налива предназначается для транспортировки светлых и темных нефтепродуктов, концентрированных кислот, сжиженного газа, метанола, битума и других жидкостей. Различают несколько видов наливных устройств:

  • открытой струей – применяется редко и только для темных нефтепродуктов. Связано это с тем, что жидкость контактирует с воздухом, активно испаряется и в атмосфере образуется статическое электричество, которое может вызвать возгорание вещества;
  • закрытой струей – в этом случае шланг опускают в емкость до самого дна, это исключает долгий контакт с воздухом и позволяет снизить потери вещества за счет испарения;
  • герметизировано – для этого используют автоматизированные системы с крышкой, которая обеспечивает герметизацию, телескопическими трубами и специальным отводом образующихся при перекачке паров.

Если говорить про устройство нижнего слива, то к его выбору тоже нужно подойти с учетом вида перекачиваемой жидкости. Выделяют следующие модификации сливных систем:

  • открытые самотечные – используют для жидкостей с невысокими показателями испарения, системы состоят из сливных лотков, которые выводят жидкость в центральный желоб, соединенный с трубопроводом, доставляющим вещество в нужный резервуар;
  • межрельсовые – из системы исключают переносные лотки, жидкость сливается непосредственно в желоб, который монтируют под цистернами, главные недостаток этого способа заключается в том, что нефтепродукты могут загрязниться;
  • закрытые самотечные – представляют собой гибкие шланги или трубы на шарнирах, которые монтируются к сливным выходам, жидкость через трубопровод поступает в резервуар без потери от испарений. Если к системе добавляют насос, она позволяет перекачать топливо очень быстро.

Оценить разные варианты оборудования можно на сайтах поставщиков. Например, специалисты компании Кастом Инжиниринг готовы ответить на запрос по электронной почте info@custom-silea.ru и помочь с выбором надежной системы слива-налива.

Шланговые системы предназначены для перекачки жидких и газообразных продуктов в танкеры или из танкеров на терминал.

В целях безопасности, шланговое соединения должно иметь аварийную разрывную муфту ERС, функционал которой ничем не отличается от системы аварийного разъединения ERС стендера, стыковочную муфту QC/DC, а также кран или лебедку, которые обеспечивают перемещение шланга с клапанами ERC и муфтой QC/DC, а также удержание их в специальной люльке или тросовой сетке при аварийном отсоединении ERС, предотвращая падение шланга с частью клапана ERC в воду, удары об причал или борт судна.

В состав входит гидростанция управления, которая имеет интеграцию с системами ESD и ERS терминала для подачи звуковой и световой сигнализации с подачей сигнала остановки насосов и перекрытия задвижек на магистральном трубопроводе в случае выхода судна за пределы рабочей зоны для предотвращения гидроудара.

Шланговые системы применяются на судах бункеровщиках для отгрузки нефти и нефтепродуктов, а также для небольшой перекачки СПГ с танкера на танкер, плавучих хранилищ СПГ, ПРГУ, а также при бункеровочных операциях с СПГ.

Примечание – Использование шланговых систем для слива/налива СПГ ограничено согласно ГОСТ Р ИСО 28460-2018 (пункт 15.2.1) по общему объему системы передачи по шлангам – максимум 0,5 м3 и длине шлангов — максимум 15 м.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий