Устройство для слива топлива из автоцистерн в резервуары для хранения топлива на автозаправочных станциях

Каждому потребителю топлива, для внутрихозяйственного ведения учета, важно следить за правильностью прихода и списания топлива. Для этого необходимо контролировать прием нефтепродуктов и допустимое отклонение фактического количества от количества, указанного в сопроводительных документах.  

К тому же, учет нефтепродуктов на нефтебазах и наливных пунктах ведется в единицах массы. А на автозаправочных станциях определение количества при приеме, отпуске, хранении и инвентаризации нефтепродуктов осуществляется в единицах объема. 

В этой статье мы расскажем о стандартных методах определения количества нефтепродуктов через измерение и объема, и массы, при доставке продукта автоцистернами. Данная информация поможет вам защитить себя от мошенничества и поможет избежать хищения топлива недобросовестными водителями. 

Существующие методы и средства измерений нефтепродуктов в автоцистерне.

Объемный метод

Измерение объема производится методом прямых измерений с использованием следующих инструментов:

  • Используя свидетельство о поверке (тарировочный паспорт);  
  • Используя поверенный резервуар с актуальной градуировочной таблицей. Измерение уровня наполнения до и после загрузки производится с использованием электронной струны или метроштока;  
  • С помощью счетчика жидкости грузоотправителя, установленного на автоцистерне;  
  • Используя поверенный счетчик жидкости грузополучателя, установленный в месте слива продукта.  

Массовый метод

Измерение массы производится следующим образом:

  • методом прямого измерения, то есть используя поверенные грузовые весы;  
  • методом косвенного измерения, то есть вычисление массы из объема через измеренную плотность продукта.  

Для обеспечения достоверности и единства измерений массы или объема нефтепродуктов, а также контроля их качества, необходимо иметь специальное оборудование и средства измерения, которые должны быть сертифицированы (аттестованы, внесены в государственный реестр). Также они должны иметь действительные свидетельства о поверке, оформленные в соответствии с требованиями соответствующих методик поверки, и (или) поверительные клейма. 

Так же обратите внимание, что замер физических характеристик нефтепродукта и забор проб лучше производить непосредственно из автоцистерны. Так как данный способ позволит более корректно проанализировать причины возможного отклонения характеристик продукта от заявленных в товарно-транспортной накладной. 

При доставке нефтепродуктов в автоцистернах по ее прибытии проверяется наличие и целостность пломб, техническое состояние автоцистерны, определяется полнота заполнения цистерны и соответствие нефтепродукта указанному в товарно-транспортной накладной, предъявленной водителем. 

Водитель обязан иметь при себе и предъявить следующие документы:  

товарно-транспортная накладная; паспорт качества топлива; калибровочный паспорт автоцистерны. 

Товарно-транспортные документы должны быть оформлены надлежащим образом и иметь номер, дату, подпись и печать.Особое внимание следует уделить товарно-транспортной накладной. Документ должен содержать следующие сведения: наименование нефтепродукта, фактическое значение качества, количество продукта в объемных (в литрах) или массовых (в кг) единицах и обязательно должна быть указана плотность нефтепродукта при данной температуре в момент замера. Паспорт содержит наименование продукта и данные об объеме, заводе изготовителе и показателях качества.  

Автоцистерны с нефтепродуктами должны пломбироваться грузоотпарвителем в соответствии с действующими правилами перевозок, за исключением тех случаев, когда нефтепродукты вывозятся автотранспортом получателя (самовывозом). При этом пломбированию подлежат автоцистерны, в которых перевозится автобензин марок АИ-92, АИ-98 и АИ-100. Номера пломб должны совпадать с номерами, указанными в товарно-транспортной накладной. Из практики пломбирование АЦ производится только на нескольких автотерминалах НПЗ. 

Для полного понимания процесса определения количества топлива, остановимся на каждом из методов более подробно.

Получите консультацию по всем услугам

Менеджер перезвонит через минуту и подробно проконсультирует по любым дополнительным вопросам

  1. Измерение объема, используя свидетельство о поверке (тарировочный паспорт).

    Техническая эксплуатация автоцистерн осуществляется в соответствии с приказами Министерства Энергетики России. В соответствии с действующими стандартами калибровку (поверку) автоцистерн необходимо проводить раз в год. При этом выдается официальное свидетельство – тарировочный паспорт, который при эксплуатации цистерны хранится у водителя. Данный документ содержит сведения об общем объёме автоцистерны, количестве секций и объёме каждой секции. При использовании данного метода измерения, необходимо:

    • Проверить актуальность действия свидетельства;  
    • Организовать установку автоцистерны на ровную горизонтальную площадку (бетонную, деревянную или металлическую) с углом наклона не более 1° и размерами, достаточными для установки;  
    • Убедится в том, что двигатель автоцистерны выключен, а автоцистерна присоединена к заземляющему устройству. Произвести внешний осмотр и проверить сохранность пломб на горловине и сливном вентиле (сливной задвижке);
    • После снятия пломб, проверить уровень заполнения автоцистерны «по планку», отобрать пробу и измерить температуру нефтепродукта. Топливо должно касаться планок, установленных на стенках горловин в каждой из секций;
    • По завершении слива проконтролировать полное опорожнение автоцистерны. 

    При наличии отклонений уровня топлива относительно планки в большую или меньшую сторону делается отметка во всех экземплярах товарно-транспортной накладной либо составляется акт. Отклонение уровня в меньшую сторону возможно по нескольким причинам. 

    Неполное опустошение автоцистерны. Необходимо контролировать опорожнение всей системы. Убедится, что в секциях сухо и нет луж топлива, а донные клапаны отсеков пусты.  Донные клапаны отсеков (донник) — трубопровод под секциями автоцистерны, ведущий к сливу топлива. Его объем, в зависимости от марки бензовоза, может достигать до 100 литров. После слива топлива, недобросовестный водитель может просто уехать, увозя с собой эти самые литры, которые при внешнем осмотре не видны.  Убедится в том, что топливо слито полностью, нужно попросив водителя открыть донные клапаны. При открытии клапана остатки топлива могут стекать, поэтому необходимо предусмотреть подходящую тару. 

    Также изменение объема нефтепродукта в автоцистерне может быть обусловлено изменением его физических показателей, таких как температура и плотность. При изменении температуры плотность нефтепродукта изменяется. С повышением температуры плотность нефтепродукта уменьшается, при понижении, соответственно, увеличивается.  

    Для измерения температуры нефтепродукта в автоцистерне необходимо отобрать пробу с помощью пробоотборника на глубине половины высоты. Температура измеряется ртутным термометром с ценой деления шкалы не более 0,5°С и диапазоном измерений температуры от 0°С до плюс 50°С сразу после извлечения пробы. Погрузите термометр в нефтепродукт, находящийся в пробоотборнике (не вынимая пробоотборник из горловины цистерны) и выдержите 1-3 минуты до достижения столбиком постоянного уровня.

    От колебания температуры зависит изменение объема. При увеличении плотности продукта, объем пропорционально уменьшится и наоборот. При этом масса останется неизменной.  

    Таким образом, необходимо убедится в соответствии данных, указанных в товарно-транспортной накладной и полученных при измерении в автоцистерне. В случае расхождения температурных показателей продукта, произвести пересчет массы с учетом фактических данных объёма и плотности. Таблица поправок плотности нефтепродуктов в зависимости от температуры.

  2. Измерение объема используя поверенный резервуар.

    Еще одним из способов определения количества нефтепродукта является использование калибровочных таблиц резервуара.  Для составления данной таблицы проводится градуировка резервуара (снабжение шкалой), где каждому делению (линейная мера) соответствует определенный объем продукта. Градуировка резервуаров проводиться в соответствии с требованиями ГОСТ 8.346-2000 и ГОСТ 5.870-2000.  

    Калибровочная таблица составляется метрологической службой или комиссией и оформляется актом, который визирует главный инженер предприятия. Таблица составляется на 5 лет и хранится на предприятии. 

    Для измерения объема нефтепродукта с использованием калиброванных резервуаров необходимо произвести замер высоты до и после слива. Уровень можно измерять рулеткой с грузом или метроштоком. Измерительный прибор следует опускать медленно и строго вертикально. В ходе измерений нефтепродукт в резервуаре должен сохранять спокойное состояние поверхности. Высоту столба находят как разность нижнего и верхнего отсчетов по рулетке. Установив высоту и зная внутренний объем для данной высоты (калибровочная таблица), можно определить количество нефтепродукта в резервуаре.  

    Полученный результат необходимо сопоставить с указанным данными в товарно-транспортной накладной.  

    В случае применения данного метода измерения объема с использованием подземных резервуаров, необходимо делать поправку на температурный режим. Зимой в них теплее, чем на улице, а летом холоднее, а от колебания температуры зависит изменение объема. 

  3. Измерение объема используя счетчик жидкости. 

    Для измерения объема нефтепродукта также можно использовать объемный счетчик жидкости. Погрешность таких расходомеров может составлять 0,5%.  Прибор устанавливается как на резервуар для хранения нефтепродуктов, так и непосредственно на автоцистерну.  

    Обратите внимание, в соответствии с нормативной документацией, счетчик подлежит обязательной государственной поверке. Государственная и ведомственная поверка удостоверяется клеймением и выдачей свидетельства о поверке или отметкой в паспорте счетчика.  

    При необходимости можно провести собственное тестирование, путем прогона через счетчик установленного количества жидкости. Имейте ввиду, разница в один литр с пятидесяти, соответствует потере двадцати литров с каждого кубометра топлива.  

    Также остерегайтесь нечестных водителей, которые идут на разного рода уловки. Например, соединяют свой топливный бак с автоцистерной или устанавливают «ловушки топлива» внутри секций. Такие хитрости не заметны при внешнем осмотре и после опорожнения автоцистерны часть нефтепродукта (до 200 литров) может достаться водителю. Для предотвращения таких ситуаций внимательно сверяйте показания счетчика с данными в товарно-транспортной накладной. 

    А также для предотвращения таких ситуаций советуем измерять метроштоком уровень топлива в топливном баке бензовоза (а также по датчику уровня топлива на приборной панели) и осматривать секцию после слива на наличие «ловушек топлива».

  4. Измерение массы методом прямого измерения.

    Это метод, при котором массу нефтепродукта определяют как разность масс полной и опорожненной автоцистерны. Для взвешивания используют стационарные или передвижные автомобильные весы общего назначения грузоподъемностью от 10 до 500 т. Для измерений допустимо использование оборудования, которое прошло поверку. Поверка удостоверяется выдачей свидетельства о поверке или отметкой в паспорте. 

    Взвешивание автоцистерны происходит в присутствии двух сторон – принимающей и отпускающей и фиксируется специальным актом. До опорожнения цистерны, для получения достоверных данных, необходимо зафиксировать физико-химические характеристики нефтепродукта.  Это, при необходимости, поможет выявить причины расхождения данных и избежать возможных разногласий в дальнейшем. 

    Взвешивание происходит следующим образом: 

    • Полная автоцистерна въезжает на платформу весов так, чтобы передняя и задняя оси находились примерно на одинаковом расстоянии от концов платформы;   
    • Для исключения неточности в замерах, автоцистерна должна отстоятся в течение 10 минут, чтобы нефтепродукт в резервуаре принял спокойное состояние и только после этого фиксируются показания весов;  
    • После взвешивания выполняется слив нефтепродукта в резервуары грузополучателя и производится визуальный осмотр на предмет полного опорожнения автоцистерны;  
    • После слива нефтепродукта производится повторное взвешивание опорожненной автоцистерны. 
  5. Измерение массы методом косвенных измерений

    Данный метод основан на применении математических вычислений. Массу нефтепродукта можно вычислить путем перемножения его объема V(м3) на фактическую плотность p(т/м3). Определить объем продукта можно любым из ранее перечисленных методов.

    V(м3)* p(т/м3)=m(т)

Используя любой из перечисленных методов определения количества нефтепродукта нужно помнить, что используемые средства измерения могут иметь погрешность. Погрешность измерений регламентируется ГОСТом.

Если при определении массы поступивших нефтепродуктов будет установлена недостача, которая после списания естественной убыли не превышает установленной нормы точности погрешности измерения, то претензия не предъявляется.  

Для удобства Грузополучателя мы разработали универсальный бланк АКТа приемапередачи груза, который подойдет к любому​ выбранному методу приемки. Использование этого бланка поможет зафиксировать все важнейшие данные и исключить любые искажения в процессе приемки продукции. Скачать бланк вы можете на нашем сайте в разделе Документы.

Заказ топлива с доставкой по лучшей цене

Вам больше не нужно

  • Думать, какого производителя выбрать
  • Сравнивать все цены и добиваться лучших условий
  • Выбирать оптимальную нефтебазу
  • Подбирать подходящие по объему и техническому оснащению автоцистерны
  • Прогнозировать месячную потребность и закупать / резервировать топливо на нефтебазе
  • Контролировать качество закупаемого продукта на всех этапах

Основатель или рассчитайте стоимость топлива с учетом доставки Топливный калькулятор

Аноним 2019-05-16 12:59 #1377 Согласно НПБ 111-98* “Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности”  35*. Площадка для АЦ с жидким моторным топливом должна быть оборудована: (в ред. Изменения N 2, утв. приказом ГУГПС МВД РФ от 08.11.2000 N 66 ) Площадка для слива АЦ оборудуются: – отбортовкой высотой не менее 150 мм; – пандусами (пологими бортами площадки) для безопасного въезда и выезда автоцистерны; – аварийным резервуаром (допускается использовать одностенные резервуары) и сливным трубопроводом, – обеспечивающими слив топлива с площадки без его перелива на остальную территорию АЗС при возможной разгерметизации сливного патрубка АЦ. В действующем СП 156.13130.2014  этого требования к площадкам АЦ для АЗС нет. Необходимо ли организовывать площадку АЦ с установкой аварийной емкости или этого делать не надо для вновь проектируемых объектов АЗС? Очистка резервуаров от нефтепродуктов

Details
Автор: Still
Опубликовано: 10 Декабрь 2018
Создано: 10 Декабрь 2018
Обновлено: 22 Июль 2020
Details
Создано: Понедельник, 10 Декабрь 2018 12:19
Обновлено: Среда, 22 Июль 2020 17:30
Опубликовано: Понедельник, 10 Декабрь 2018 12:19
Автор: Still

Резервуарная тара зарекомендовала себя как единственно приемлемая для хранения, сбора и транспортировки нефти и продуктов из нее. Она долговечна и эффективна, но все ее качества со временем теряются из-за неправильного обслуживания. Именно по это причине во избежание износа дорогостоящего оборудования и создания аварийных ситуаций регламент эксплуатации предписывает проведение регулярной чистки емкости, в которой хранилась нефть.

Очистка резервуара для нефтепродуктов – это обязательство его пользователя, продиктованное ГОСТ. В стандарте описывается и порядок обязательных действий по зачистке контейнеров от осадков и отложений, а также принципы чистки.

Важность очистки резервуаров

Почему очистка резервуара для нефтепродуктов – это важная часть технико-технологического процесса? Причин, обусловливающих ее необходимость, несколько:

  • регулярная зачистка стенок и днища – условие сохранения максимального полезного объема;
  • отсутствие донных отложений, осадков и окислов на корпусе изделий повышает эксплуатационную надежность резервуара для хранения нефтепродуктов;
  • без проведения зачистки невозможно получить объективные данные о рабочем состоянии оборудования (тогда как проверка этого состояния обязательна).

Чистка проводится как в рамках профилактики износа, так и перед ремонтом или регулярным обслуживанием резервуарного парка. В зависимости от условий эксплуатации конструкции она может выполняться с разной частотой.

Периодичность очистки резервуара зависит от характеристик хранимого топлива, его типа и особенностей его использования. Например, оборудование, в котором хранятся несколько видов продуктов (обычно одна тара используется для одного вещества, но иногда предприятия отклоняются от этого правила), должно проходить обработку чаще.

В целом регламент предписывает очистку резервуаров для нефтепродуктов:

  • не реже 1 раза в полгода, если в системе хранится нефть или мазут;
  • не реже 1 раза в год, если оборудование применяется для топлива разных типов и авиационных масел.

Порядок зачистки

Процесс очистки резервуара от нефтепродуктов предполагает обработку:

  • Стенок емкости с целью удаления осадков и ржавчины. При этом стандартные правила не требуют от исполнителя добиться 100% чистоты поверхностей. По завершении процесса на стенках может оставаться небольшой слой осадка или ржавые подтеки, если их удаление затруднено. Но на стенках не должно быть моющего вещества.
  • Дна оборудования. Донные отложения наносят более ощутимый вред системе. Потому их чистке уделяется максимум внимания. Здесь действуют те же принципы, что и со стенками: после выполнения зачистки на поверхности могут оставаться остатки примесей, осадков или ржавчины, но в пределах 0,1% от общего объема емкости. После удаления (чистки) донных отложений может оставаться и моющее средство, но его концентрация не должна превышать регламентной (согласно инструкции).
  • Внутреннего пространства оборудования с целью его дегазации. На этом этапе удаляются остатки паров, выделяемых нефтепродуктами во время их хранения. Здесь устранение паров тоже может быть неполным, но их концентрация измеряется и проверяется на соответствие допустимым значениям.

Подготовка резервуара к очистке

Подготовка к очистным работам проводится в 3 этапа.

  1. Организационно-согласовательная часть процедуры чистки. Включает:
    • выбор и согласование метода зачистки;
    • подбор моющих и чистящих средств;
    • подготовку очистного оборудования;
    • планирование и заготовку расходных материалов;
    • разработку и подписание рабочей документации по очистке емкости.
  2. Технологическая подготовительная стадия, на которой производятся:
    • возведение ограждений на площадке будущей чистки;
    • организация и подготовка объездных путепроводов для вывоза остатков нефтепродуктов илососами, вакуумными машинами или автоцистернами;
    • обустройство подсобного помещения;
    • проверка и организация пунктов программы пожаробезопасности;
    • устройство технологических площадок-отстойников, в которых временно будет храниться откачанный из емкости материал. Данные меры принимаются при больших объемах нефтепродуктов в резервуаре.
  3. Рабочий этап:
    • устройство трубопровода;
    • формирование каналов подачи моющих/чистящих составов;
    • откачка нефти и ее продуктов перед очисткой резервуара от отложений.

Процесс зачистки фиксируется документально. Для его проведения в штате предприятия-пользователя резервуаров для нефтепродуктов назначается ответственный сотрудник. Под его началом согласуется план будущих мероприятий, который включает список действий по чистке, подготовительные операции перед откачкой донных отложений, очистные работы и уровни контроля качества результата.

4 способа очистки резервуаров от нефтепродуктов

Очистка резервуаров – трудоемкая и ответственная процедура, которая требует повышенного внимания к вопросу безопасности и эффективности ее проведения. Особую сложность здесь представляет оборудование со старыми остатками нефтепродуктов. Такие емкости чистят одним из 4 способов:

  • с использованием воды (направленная струя, подаваемая под давлением);
  • с помощью нефти;
  • растворителями;
  • паром.

Размыв водой донных отложений

К плюсам первого способа очистки резервуара (размыв осадка водой) относят скорость, минимальные риски процесса подготовки, низкую стоимость. Принцип действия здесь прост: в резервуар подается вода под высоким давлением, которая одновременно размывает и смывает осадки, ржавчину, другие отложения. В данном случае применяются специальные головки (автономные, размывающие), устанавливаемые внутрь емкости. Большинство типов оборудования для хранения топлива обслуживаются именно таким способом.

Размыв осадка нефтью

Порядок действий при очистке резервуара нефтью:

  • сама емкость в ходе процедуры остается закрытой;
  • внутрь оборудования подается разогретая нефть (под давлением);
  • смешиваясь с отложениями, нефть оседает на дне, откуда впоследствии откачивается с отделением твердых частиц;
  • зачистка резервуара проводится в несколько стадий (после удаления примесей нефть снова разогревается и подается на нефтяной гидромонитор).

Разжижение осадка

Химический способ удаления донных отложений демонстрирует высокую эффективность, но требует более серьезного отношения к обеспечению безопасности на рабочей площадке. В этом случае стенки и дно емкости заливаются агрессивными растворителями, которые, вступая в реакцию, разжижают осадок, формируя его в текучую суспензию. Для дальнейшей эксплуатации емкости достаточно эту субстанцию откачать в отстойник.

Разогрев донных отложений

При термическом способе применяют горячий водяной пар. Он подается по мониторам, установленным на крышке верхнего люка, внутрь емкости, разогревая и разжижая осадки с примесями. Для повышения эффективности зачистки резервуара от нефтепродуктов, засохших и налипших на стенки, над отложениями создается буферный слой с поддержанием определенной температуры нижнего блока конструкции. По завершении чистки полученная субстанция отстаивается, затем – откачивается.

Тепловой метод остается наиболее приемлемым в плане соотношения эффективности, трудоемкости и цены. Очень часто используется для обслуживания оборудования, в котором хранится мазут и нефтепродукты высокой вязкости.

Мойка резервуара

После механической очистки нефтяных резервуаров (оборудованием) проводится ручная чистка – мойка (омывка). Она выполняется после дегазации с помощью горячей воды и аппаратов, которые подают ее под давлением.

Цели мойки:

  • удаление пластовой коррозии;
  • смыв настенных остатков моющих средств и нефтепродукта;
  • финальная обработка чистой ветошью.

Омывка производится по направлению сверху вниз (от верхнего пояса к нижнему). В ходе ее проведения возможна многократная откачка стекающих масс. Удаление донных смывов выполняется пневматическими транспортерами.

Ликвидация отходов

Собранные субстанции могут быть утилизированы или переработаны с извлечением полезного нефтепродукта (его содержание обычно не превышает 50% объема сборов). В любом случае перед уничтожением и чисткой полученная масса содержится во временных хранилищах (отстойниках). Путь из отстойника на полигон станции утилизации или перерабатывающую площадку масса преодолевает в автоцистерне, контейнере илососа или вакуумной машине. Выбор метода перевозки отработанного продукта согласовывается заранее планом зачистки.

  • Контроль качества нефти и нефтепродуктов
  • Нефтеперекачивающие станции

4 апреля 2019 Новости

К концу 2020 года в Татарстане завершится программа оснащения всех АЗС системами улавливания и рекуперации паров моторного топлива. По оценкам специалистов, это позволит снизить ежегодные выбросы паров бензина в атмосферу почти на 5 тыс. тонн.

В рекордно короткие сроки проходит в республике программа оснащения АЗС системами улавливания и рекуперации паров моторного топлива.  Не дожидаясь ее завершения в конце 2020 года, большинство автозаправок уже установили такие системы. Не оборудованы ими лишь около 150 АЗС. Благодаря действию программы ежегодное сокращение выбросов загрязняющих веществ в воздух (предельных углеводородов, бензола, толуола, ксилола, сероводорода) в регионе превышает суммарные выбросы от автотранспорта в Чистополе, которые равняются 3,6 тыс. тонн в год. Одним из первых участников программы стало ООО «АЗС-Ирбис». Система рекуперации установлена на автозаправке на улице Глушко в Казани.  «На Глушко у нас стоит специальная установка рекуперации  паров на слив бензовозов. Она установлена в 2015 году в качестве эксперимента. Эта установка стоит около 2 млн рублей и не является самоокупаемой.  В данном случае вообще не идет речи об окупаемости. Есть требования экологов, что выбросы на АЗС должны быть минимальными. С учетом этого идет расчет экологического налога. Возле АЗС на Глушко много жилых домов. Раньше поступало много жалоб от их жильцов на запах бензина. Сейчас таких жалоб нет. Это значит, что заправка стала более экологичной. В целом данную программу оцениваем положительно», – сообщил  руководитель службы аудита и внутреннего контроля  группы компаний «АЗС-Ирбис» Тагир Каюмов.   Эксперт пояснил, что такая система требует постоянного обслуживания, необходима замена фреона. Нужна организация, имеющая допуск к системе. Всего у «Ирбиса» на территории Татарстана насчитывается 22 автозаправки, 70% из них уже переоборудованы. На трассе М-7 еще остались АЗС, переоборудовать которые предполагается до конца 2020 года. «Мы посмотрели на систему рекуперации в действии и приняли другое решение. Выбрали замкнутый цикл, когда пары в процессе слива закачиваются обратно в бензовоз. Этот вариант оптимален.  Переоборудование одной заправки в таком случае обходится в 400–500 тыс. рублей. Все остальные заправки у нас оборудованы системой рециркуляции», – отметил Тагир Каюмов.  В эксплуатации «ТАИФ-НК» находится 219 заправок, на 176 из которых установлена система рециркуляции. Оставшиеся АЗС будут оборудованы такой системой до 2020 года в соответствии с планом. Рециркуляция представляет собой систему труб, использование которых позволяет многократно или частично возвращать пары нефтепродуктов в бензовоз или в резервуар. Дополнительная обвязка из трубопроводов находится в резервуарном парке. 

«Система рециркуляции проще, чем система рекуперации, а по эффективности ничуть не хуже. Оборудование одной заправки обходится в 15–30 тыс. рублей. От ее использования есть экологический эффект – не так ощутим запах. Пары у нефтепродуктов очень летучие, что сказывается на изменении остатков. Когда система работает, происходит минимум потерь. Газ, который мог улетучиться в окружающую среду, возвращается назад в резервуар. Таким образом, снижаются потери бензина», – пояснил начальник технического управления АЗС «ТАИФ-НК» Марат Хамзин. Собеседник агентства отметил, что экономический эффект от установки системы на АЗС компания не просчитывала. Риски экологической безопасности на АЗС, оборудованной системой рециркуляции, гораздо ниже. Работой системы в целом участники программы довольны. «Мы сейчас больше ориентированы на то, чтобы к нам не было никаких вопросов с точки зрения экологии. Рециркуляция – это довольно экологично и экономично. При вводе новых заправок в эксплуатацию новые требования учитываются. Однако наши клиенты вряд ли заметили какие-либо изменения», – резюмировал Хамзин. 

Программа в цифрах  Программа оснащения АЗС системами улавливания и рекуперации паров моторного топлива реализуется в Татарстане с 2013 года в соответствии с распоряжением Кабинета Министров РТ и поручением Президента РТ Рустама Минниханова. Оборудование АЗС осуществляется по двум вариантам: рекуперация – оснащение системами улавливания и рекуперации паров моторного топлива и рециркуляция – внедрение замкнутой системы слива нефтепродуктов со сбором паров бензина из резервуаров и топливораздаточных колонок в бензовозы с дальнейшим вывозом паров и их рекуперацией на нефтебазах. На первом этапе, с 2013-го по 2015 год, системами были оснащены АЗС Казани, Набережных Челнов, Нижнекамска и Альметьевска – всего 252 АЗС. В рамках второго этапа, с 2016-го по 2020 год, предстоит оснастить 337 АЗС в других городах и населенных пунктах республики. На сегодняшний день указанными системами оснащены 250 АЗС, что составляет 74% от их общего числа.    «Все мероприятия изначально были рекомендательного характера. АЗС совместно с Минэкологии РТ, исполнительными комитетами и муниципальными образованиями реализуют программу за счет собственных средств. АЗС оснащаются системами рекуперации или рециркуляции. На автозаправках есть источники загрязнения – так называемое большое и малое дыхание. Большое дыхание имеет место, когда бензовоз приезжает и разгружается, заполняя подземные резервуары. Малое дыхание происходит при заправке автомобиля из топливно-раздаточных колонок. Эти топливно-раздаточные колонки и резервуары являются источниками загрязнения атмосферного воздуха», – рассказала начальник отдела охраны атмосферного воздуха Министерства экологии и природных ресурсов РТ Алия Гараева.

  Что такое система рекуперации? Уникальная система улавливания и рекуперации паров моторного топлива (СУРПТ) была разработана в 2010 году. Ее основная задача заключается в очистке воздуха, обогащенного парами бензина, выходящего из топливного резервуара через дыхательный клапан во время наполнения резервуара топливом из бензовоза. Система обеспечивает улавливание от 75% до 95% паров бензина. Основные задачи системы: конденсация паров бензина в дыхательных линиях резервуаров, возврат в резервуар образовавшегося конденсата паров бензина, сброс обедненного по парам углеводородов восходящего потока газопаровоздушной смеси. В результате использования такой системы предотвращается выброс паров бензина в атмосферу и достигается экономия топлива. Система улавливания и рекуперации паров топлива состоит из камеры смешения, вихревых трубок, трубопроводов сжатого воздуха, компрессорной установки и контрольно-измерительных приборов.  Установка системы рекуперации – достаточно дорогое мероприятие, которое под силу только  крупным игрокам рынка. В настоящее время ими оборудован ряд нефтебаз республики, принадлежащих ОАО «ТАИФ-НК», ОАО «ТАНЕКО», Набережночелнинскому филиалу ООО «Татнефть – АЗС Центр» и Елховскому нефтеперерабатывающему управлению НГДУ «Елховнефть». Установка системы рециркуляции гораздо проще и дешевле. Ее могут позволить себе все мелкие автозаправочные сети. Выбор подходящей системы зависит от особенностей конкретной АЗС. 

Что такое рециркуляция? При системе рециркуляции пары бензина возвращаются в жидкую фазу. Например, подъехал на АЗС бензовоз. Он оборудован специальными шлангами и сливает моторное топливо в подземный резервуар. Пары углеводородов не выбрасываются в атмосферу через дыхательные клапаны, а возвращаются через систему шлангов обратно в бензовоз. Далее бензовоз возвращается на завод. Пары бензина возвращаются в жидкую фазу без потерь. Система рециркуляции и отвода паров при сливе-наливе топлива из автоцистерн состоит из коллектора сбора паров нефтепродуктов, пневмоуправляемого клапана ввода и вывода паров, соединительных шлангов между клапанами и коллектором, пневмоуправляемого клапана с огнепреградителем, стыковочного устройства, соединяющего коллектор сбора паров с приемным трубопроводом установки утилизации паров.  «Ни одна АЗС не отказалась от участия в программе. Каждая АЗС реализует ее на добровольных началах, поскольку  получает экономический эффект. На заправке сокращается количество вредных выбросов и, соответственно, становится ниже плата за негативное воздействие на экологию. Потери бензина при этом гораздо меньше. Новые АЗС открываются уже оборудованными такими системами», – добавила эксперт Минэкологии РТ.  Согласно ее данным, проводимая на АЗС работа ежегодно снижает техногенную нагрузку и выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух республики от объектов топливозаправочного комплекса. На первом и втором этапах программы обеспечено снижение выбросов на 4,9 тыс. тонн в год. Для сравнения, годовой объем выбросов в воздух от автотранспорта в Чистополе составляет 3,6 тыс. тонн в год.

т

Содержание 13.1. Нефтепродукты могут поступать на АЗС всеми видами транспорта: автомобильным, железнодорожным, трубопроводным, водным. Возможна комбинация видов поставок нефтепродуктов (суда – трубопровод – АЗС, ж.д. цистерны – трубопровод – АЗС). Технологическая схема приема нефтепродуктов на АЗС должна быть отражена в проекте АЗС. 13.2. Автоцистерны после их заполнения нефтепродуктом на нефтебазе (складе топлива и т.д.) в обязательном порядке подлежат пломбированию ответственным лицом грузоотправителя. Схема пломбировки должна соответствовать технической документации на автоцистерну. После заполнения пломбируются: – горловина (горловины); – сливной вентиль (сливная задвижка). В случае оборудования автоцистерны насосом пломбируется вентиль (задвижка), находящаяся между емкостью и насосом. Установленные пломбы должны полностью исключать возможность открытия люка, вращения или открытия сливного вентиля (задвижки), снятия маховика со штока сливной задвижки. Пломбы должны иметь четкий, не нарушенный оттиск пломбира организации-грузоотправителя. 13.3. Автоцистерны оборудуются: – противопожарным инвентарем и средствами пожаротушения в соответствии с действующими нормами; – сливными рукавами из маслобензостойких материалов, не имеющими расслоений, трещин и т.д.; – сливные рукава с наконечниками из искронеобразующих материалов, обеспечивающими герметичное соединение с приемными устройствами трубопроводов. 13.4. Автоцистерны поверяются в установленном порядке, имеют свидетельства о поверке (паспорта). Доставка нефтепродуктов автоцистернами без свидетельства об их поверке или с истекшим сроком очередной поверки не допускается. 13.5. Прием нефтепродуктов в резервуары АЗС из автоцистерны проводится не менее чем двумя работниками. 13.6. При подготовке к сливу нефтепродуктов оператор: – открывает задвижку для приема нефтепродукта в резервуар аварийного пролива; – закрывает задвижку на трубопроводе отвода дождевых вод в очистные сооружения с площадки для автоцистерны; – обеспечивает место слива нефтепродуктов первичными средствами пожаротушения; – принимает меры к предотвращению разлива нефтепродуктов, локализации возможных последствий случайных или аварийных разливов нефтепродуктов (наличие сорбента, песка и др.); – организует установку автоцистерны на площадку для слива нефтепродукта; – проверяет время следования автоцистерны от нефтебазы и делает отметку о времени прибытия на АЗС; – проверяет сохранность и соответствие пломб на горловине и сливном вентиле (сливной задвижке) автоцистерны; – проверяет уровень заполнения автоцистерны (прицепа) “по планку”. С использованием водочувствительной ленты или пасты убеждается в отсутствии воды, отбирает пробу, измеряет температуру и плотность нефтепродукта в ней, убеждается в соответствии данных (объем, плотность) указанных в товарно-транспортной накладной, данным полученным при контроле нефтепродукта в автоцистерне. Регулирование расхождений полученных результатов осуществляется в соответствии с документом по учету нефтепродуктов; – убеждается в исправности технологического оборудования, трубопроводов, резервуаров, правильности включения запорной арматуры и исправности устройства для предотвращения переливов; – прекращает заправку транспорта через ТРК, связанную с заполняемым резервуаром до окончания слива в него нефтепродукта из автоцистерны; – измеряет уровень и определяет объем нефтепродукта в резервуаре; – принимает меры для исключения возможности движения автотранспорта на расстоянии ближе 3-х метров от места слива нефтепродуктов; – контролирует действия водителя. Действия водителя: – устанавливает автоцистерну на площадку для слива нефтепродуктов; – выключает двигатель автоцистерны; – присоединяет автоцистерну (прицеп) к заземляющему устройству; – контролирует исправность технологического оборудования автоцистерны (сливные устройства, сливные рукава, заземление); – присоединяет рукава автоцистерны к сливному устройству. 13.7. В ходе и по завершении слива нефтепродуктов в резервуары АЗС необходимо: – снять пломбы с горловины и сливного вентиля; – открыть горловину настолько, чтобы был обеспечен доступ атмосферного воздуха в пространство над нефтепродуктом; – начало слива, характеризующееся заполнением сливных рукавов и приемных трубопроводов, выполнять при малом расходе, с постепенным его увеличением по мере заполнения трубопроводов; – выполнить слив нефтепродуктов из автоцистерны; – обеспечить постоянный контроль за ходом слива нефтепродукта и уровнем его в резервуаре, не допуская переполнения или разлива; – по завершении слива оператор лично убеждается в том, что нефтепродукт из автоцистерны и сливных рукавов слит полностью; – отсоединить сливные рукава; – после отстоя и успокоения нефтепродукта в резервуаре (не менее чем через 20 мин.) произвести измерение уровня и определить объем фактически принятого продукта по градуировочной таблице; – внести в журнал поступления нефтепродуктов, в сменный отчет и товарно-транспортную накладную данные о фактически принятом количестве нефтепродукта; – при отсутствии расхождения между фактически принятым количеством (в тоннах) нефтепродукта и количеством (в тоннах), указанным в товарно-транспортной накладной, расписаться в накладной, один экземпляр которой остается на АЗС, а три экземпляра возвращаются водителю, доставившему нефтепродукты. При выявлении несоответствия поступивших нефтепродуктов товарно-транспортной накладной, составить акт на недостачу в трех экземплярах, из которых первый приложить к сменному отчету, второй – вручить водителю, доставившему нефтепродукты, а третий остается на АЗС. О недостаче нефтепродукта делается соответствующая отметка на всех экземплярах товарно-транспортной накладной. 13.8. Запрещается производить прием нефтепродуктов в следующих случаях: – при неисправности технического и технологического оборудования АЗС; – при неисправности сливного устройства автоцистерны; – при неисправности заземляющего устройства автоцистерны; – при отсутствии товарно-транспортных документов либо их неправильном оформлении; – во время грозы; – при наличии в нефтепродукте воды и любого рода примесей; – при несоответствии или отсутствии документов, подтверждающих качество нефтепродуктов;

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий